Развитие мелкой моторики рук


Пальчиковая гимнастика : ВЕСНА
«Капель»
Всюду слышен звон капели:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Надоели нам метели!
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Это капели запели
Песенку свою.
Так они встречают
Красавицу-весну.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
Капает тихонько.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
Капли пляшут звонко.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком об ладошку)
Капли побежали.
(бегут на месте)
Потому что солнышко капли увидали.
(руки поднимают кверху)
Капель слетает с крыши,
И небосвод высок.
Бежит ручей, я слышу,
Его весёлый голосок.



                                                        «Ласточка»

Ласточка, ласточка,
Милая ласточка,             
Где ты была?     
С чем ты пришла?           
-За морем бывала,
Весну добывала.
Несу-несу
Весну-красну!
(На каждую строку большой палец
«здоровается» дважды с одним пальчиком,
начиная с указательного, - сначала на
правой, потом на левой руке).
Колечки из пальчиков соединяем в цепочки.
пальчики: Большой-указательный,
большой-средний,
большой-безымянный, большой-мизинец .

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,       
Золотое донышко.
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей           
Прилетели сто грачей,         
А сугробы тают, тают,    
А цветочки подрастают.       
Пальчики «здороваются» с большим по
два раза каждый, начиная с
указательного. Повторить ещё раз.

«Бегут» пальчиками по столу.
Кисти рук крест накрест, машут.
Сжимают –разжимают кулачки.
Трясут кистями, пальцы вверх.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - "ЗИМА"

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Тоже самое с левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Тереть ладонь о ладонь,катая из хлеба макароны)


«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)


«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).



«Снежок»
Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней) 
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх) 
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)





Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом.
1.    Свободное похлопывание кистями по столу поочередное и одновременное.
2.  Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
3.  Поочередное приподнимание и опускание пальцев ( кисти рук лежат на столе): а) правой руки; б) левой руки; в) обеих рук одновременно.
4.   Имитация игры на пианино.
5.  Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. «Бегают человечки» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
7.  «Футбол» - забивание шариков, закатывание карандашей одним или двумя пальцами.
8.     Поочередная смена положения рук « Кулак – Ладонь – Ребро».
Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя вместе. Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
10.Постукивание поочередное подушечками пальцев по
    столу  одной, другой, а затем обеих рук одновременно.

Развитие движений кисти и пальцев рук.
          Исследованиями  разных стран установлено, а практикой и подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
          Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.
           Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовку кисти к письму и , не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2 – 3 месяцев.
   Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует систематически проводить по 2 – 5 минут ежедневно.
  В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
   Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовлением поделок из бумаги и картона, дерева, ниток, соломы и т.п.)

Пальчиковая гимнастика
«Части тела – это я»
( развитие моторики и межполушарного переноса)
Это глазки. Вот. Вот. (На перекрест показывать: левой рукой
Это ушки. Вот. Вот. правый глаз, правой рукой – левый глаз)
Это нос. Это рот. (То левой, то правой рукой показывать)
Это спинка. Тут живот. (То левой, то правой рукой показывать)
Это ножки. Топ. Топ. (Поднять поочередно ноги)
Ох устали, вытрем лоб! (Имитация движения)
«Листопад»
(развитие моторики, синхронизация движения рук, темпо-ритм)
Листопад! Листопад! (Руки поднять вверх)
Листья по ветру летят: (Покачивать руками из стороны в сторону)
С клёна – кленовый, (Опускать максимально разведенные в
стороны пальцы. Снова поднять вверх)
С дуба – дубовый, (Опускать максимально сведенные
пальцы. Снова поднять вверх)
С осины – осиновый, (Опускать - указательный и большой
«колечком». Снова поднять вверх)
С рябины – рябиновый. (Опускать разведенные в стороны
пальцы)
Полны листьев лес и сад! (Хлопки в ладоши в такт словам).
То-то радость у ребят!
«Кот на печку пошел»
( развитие моторики, синхронизация движения рук)
Кот на печку пошел (Пальчики «шагают» по столу)
Горшок каши там нашел (Горшок из ладошек)
На печи – калачи (Из указательных и больших пальцев
калачик)
Как огонь – горячи! (Подуть на прямые ладошки)
Пряники пекутся. (Покатать «пряник» между ладошками)
Коту в лапы не даются! (Погрозить указательным пальцем)
Колокольчики»
(развитие моторики, амплитуды движения кистей рук, синхронизация движений)
В прятки пальчики играют (Сжимать и разжимать кулачки)
И головки убирают. (Кулачки вверх-вниз)
Словно синие цветочки (Поднять скругленные кисти рук)
Наверху качаются. (Покачивать кистями рук из стороны в
сторону)
Низко нагибаются. (Покачивать кистями рук вверх-вниз)
Колокольчик голубой.
Поклонился, повернулся (Наклонить кисти рук, затем покрутить
К нам с тобой. вправо- влево)
Колокольчики –цветы,
Очень вежливы, а ты? («Вопросительно» протянуть ладошки

друг к другу)          

Комментариев нет:

Отправить комментарий