Мои публикации

        В данном разделе представлены материалы участия в научно-практических конференциях. 


Статья представлена на  межрегиональной НПК 02.11.2018 год.  "Создание спец.условий образования обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы": "Совместная работа учителя и учителя-логопеда в интегрированных классах при обучении детей с ТНР смысловому чтению.
Талалова Ирина Васильевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
Трифонова Ирина Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Аннотация: В статье представлены  некоторые приемы совместной работы учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении смысловому чтению детей с ТНР (на момент  работы учителя-логопеда над коррекцией устной речи)  в интегрированных классах.
Ключевые  слова: интегрированное обучение, дети с ТНР, смысловое чтение.

           Мир вокруг нас неустанно меняется, становится более гибким и лояльным, и школа не может и не должна отставать. «Инклюзия, интеграция» – перестали быть только словами и вплотную коснулись образования на всех его ступенях.
           В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006): каждый ребенок имеет право на образование. И на основе равенства возможностей должна быть обеспечена инклюзивная вертикаль на всех уровнях образования. Это основное право на образование, носящее развивающий, личностно-ориентированный подход и гуманистический характер образования. С 1 сентября   2016 года введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Обязательным условием данного образовательного стандарта является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации.
        С 1 сентября 2016 года в массовые школы пришли дети с ОВЗ. При организации обучения таких учащихся выявляются следующие проблемы: неготовность учителя обучать такого ребенка, учитывать его физические и психические особенности, работать не только на класс, но и на особенного ученика,
- нежелание родителей других детей, чтобы учитель уделял много внимания и времени, обделяя их «нормальных» детей.
- боязнь родителей ребенка с ОВЗ за возможное жестокое обращение со стороны сверстников. Часто диагноз ребенка может носить сочетанный характер, осложненный нарушениями речевого развития различной степени. На этом фоне, сам ребенок с ОВЗ может замкнуться в себе, стесняться отвечать, отказываться даже от посильных индивидуальных и групповых видов работ. Процесс адаптации таких детей затягивается
Но если ограниченные возможности здоровья не связаны с  интеллектуальными нарушениями, то ребенок обучается по общеобразовательной программе, следовательно, должен освоить ее в полном объеме.
           Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента,  такого как, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами. Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Но как в интегрированном классе наравне со всеми, научить ребенка с тяжелыми нарушениям речи (ТНР), привить ему любовь к чтению, чтобы он не стеснялся читать вслух, отвечать на вопросы, вступать в диалог,  несмотря на свой речевой дефект. Здесь необходима  совместная работа   со специалистом учителем-логопедом. Работа над устранением дефектов звукопроизношения ведется индивидуально, практически с первых дней учебного  года. Но работа над коррекцией звукопроизношения особенно  у детей с ТНР,  может занять значительный промежуток времени,  это напрямую зависит от сложности  речевого дефекта. Работа над коррекцией недостатков  звукопроизношения начинается с работы над развитием и укреплением артикуляционной моторики, затем следует  постановка изолированного звука, автоматизация звука поэтапно в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, введением звука в разговорную речь. Если же ребенок ранее заменял отсутствующий звук другим, то так же поэтапно идет работа над дифференциацией поставленного звука от звука -«заместителя». Работа учителя-логопеда  очень специфична, но она не должна быть камерной, оторванной  от учебного процесса. Учитель-логопед обязательно информирует учителя об успехах результатах ребенка. Учитель в классе во время учебного процесса оказывает посильную помощь при автоматизации и дифференциации  звуков. Чтобы учителю легче было  ориентироваться в коррекционном процессе, на парту ребенка с ТНР  клеится яркая буква. Это помогает ребенку осуществлять  самоконтроль при автоматизации звука в  устной разговорной речи. А учителю, при ответах ребенка с ТНР,  так же контролировать его устную речь, при необходимости поправлять его, акцентировать внимание на звукопроизношении.
           ФГОС НОО ориентирует педагогов начальной школы на формирование основ умения учиться посредством «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых включены и навыки смыслового чтения. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения: – ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги; – поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта; – изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.
           Часто дети с ТНР предпочитают не участвовать во всех видах смыслового чтения. Стесняясь своего речевого дефекта, отсутствия в речи одного или нескольких звуков, предпочитают отмалчиваться, чтобы над ними не смеялись одноклассники, или бояться, что их не поймут, стараются отвечать односложно или же вовсе молчат. Ни кто не любит быть неуспешным. А это не только затрудняет успешное и полноценное  освоение программного материала, но и препятствует социализации и интеграции ребенка с ТНР в социум. Чтобы ребенок с ТНР не замкнулся в себе, не отказывался от групповой и других форм работы, на уроках поможет тесная  работа учителя и учителя-логопеда. Если звук уже автоматизирован в речи,  при чтении поможет такой прием. Учитель, учитель-логопед или сам ребенок, предварительно просматривают текст и подчеркивают букву, соответствующую автоматизируемому звуку. Тогда при чтении ребенок уже не будет бояться пропустить звук в речи, будет чувствовать себя гораздо увереннее, сможет сконцентрироваться на задании, а не на  звукопроизносительной стороне  своей речи.
           Если звук находится на этапе постановки, то поможет предварительная работа с текстом: текст или фрагмент перепечатывается на отдельную карточку и слова с отсутствующим звуком в речи ребенка с ТНР,  заменяются синонимами. Смысл текста сохраняется, ребенок комфортно чувствует себя при чтении. Можно включить детей в классе в эту работу: заметят ли они слова, которыми отличается текст, попросить назвать эти слова, вспомнить понятие «синоним», подобрать еще синонимы к этому или другим словам. Часто у детей с ТНР встречается общее недоразвитие речи, тогда желательно для визуализации текста,  задействовать  как можно большее количество анализаторов на этапе изучения информации: вводить небольшие картинные подсказки, схемы, сигнальные карточки. При ТНР, осложненных интеллектуальными отклонениями,  возможны варианты сокращения текста, изложение его  в более сжатом виде,  без ущерба для содержательной стороны. Помогает предварительная работа над заданием  ребенка  с учителем-логопедом. Для создания ситуации успеха на уроке учитель может заранее дать ученику с ТНР задание, которое они отработают с учителем-логопедом на занятии. И на уроке ребенок с ТНР будет чувствовать себя уверенно, это создаст положительную мотивацию для ответов и работы на уроках в дальнейшем. Для учащихся с ТНР, осложненными нарушением слоговой структуры слова,  также на первых этапах целесообразно заменять слова в тексте по принципу синонимов на слова с менее сложной слоговой структурой. Для детей с ТНР и нарушениями темпоритмической  стороны речи  - во время чтения или ответа учитель может негромко отстукивать определенный ритм, чтобы ребенок не торопился, контролировал свою речь, не старался ответить как можно быстрее. При нарушении речевого дыхания у ребенка с ТНР в начале работы  следует предлагать для чтения небольшие предложения в тексте, чтобы речевого выдоха хватило для ответа.      
            Использование  в работе этих приемов  при работе с детьми с ТНР в интегрированном классе, позволит учителю на всех уроках активно формировать смысловое чтение как универсальное учебное действие. А также осуществлять эффективную социализацию и интеграцию ребенка с ТНР в образовательное пространство класса и школы.

Литература:
1.Афанасьева Р.А.; Болохина А.Ю. Условия получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья / кол. монография  – Иркутск: ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 2016. Раздел II
2.Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. Теория и практика образования в современном мир / материалы IV Междунар. науч. конф. - г. Санкт-Петербург, январь 2014 г., – СПб.,2014. –С.74–76. – [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793



    Статья "Работа учителя-логопеда с обучающимися различной речевой патологией в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной школе" доступна по следующей ссылке. 







Работа учителя –логопеда с обучающиеся  с различной  речевой патологией    в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной   школе.
       
        В настоящее время в России отмечается тенденция к увеличению рождения детей с различными патологиями развития, в том числе и  речевыми. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» - все дети, не смотря на свои физические, интеллектуальные, социальные, этнические и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться со своими сверстниками по месту жительства.
        При поступлении в школу различные  нарушения речи являются предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности, отгороженности в отношениях с одноклассниками и учителями. В дальнейшем недостатки речи отразятся на освоении  учебного материала и процесса обучения в целом. Особенно это актуально  в условиях инклюзии.
         Как правило,  в период школьного обучения дети самостоятельно начинают осознавать собственные речевые недостатки. Этому способствует ежедневная   необходимость контактировать с гораздо большим количеством людей, чем в семейном кругу, отвечать, разговаривать, выступать перед значительным количеством сверстников. В этот период  дети с различными речевыми нарушениями особенно чувствуют дискомфорт от того, что их не всегда понимают окружающие. Поэтому во многих случаях уже сформирована достаточная мотивация для  коррекционно- развивающих занятий с учителем- логопедом. У обучающихся с тяжелыми или множественными нарушениями речи страдают все ее компоненты ( словарь, лексика, грамматика, слоговая структура ), часто нарушен фонематический слух. Работа предстоит длительная по времени и многогранная. Но самих детей часто заботит внешняя - звукопроизносительная сторона своей речи. Чтобы закрепить интерес и повысить мотивацию к коррекционно- развивающим занятиям, создать первые ситуации успеха,  часто приходится начинать коррекционно-развивающую работу именно с тех звуков, отсутствие или искажение которых,  особенно беспокоит самого обучающегося.  Подготовка артикуляционного аппарата и непосредственно постановка звука может занимать значительный по продолжительности период времени. Для каждого обучающегося это индивидуально,   в зависимости от состояния и подготовленности артикуляционного аппарата,  отсутствию  или наличию  патологий развития речевого аппарата и т.п. После постановки звука, при автоматизации  в связанной разговорной  речи часто и возникаю основные трудности. В кабинете учителя – логопеда на коррекционно-развивающих занятиях как правило дети занимаются индивидуально или в подгруппе. Обучающийся настраивается на занятие, старается контролировать свою речь, учитель- логопед осуществляет постоянный контроль. Все направленно на автоматизацию звука.  Но на уроках ситуация иная. Самоконтроль у обучающихся сформирован слабо, требуется систематический  контроль со стороны учителя, а в  классе основная цель урока- усвоение учебного материала.  В условиях массового класса  обеспечить систематический контроль за речью достаточно трудно, особенно, если в классе несколько обучающихся с различными речевыми нарушениями различной тяжести. Большое количество новой информации при обучении постоянно  отвлекает ребенка, ему трудно сосредоточиться на закреплении звука в речи, постоянно контролировать свое произношение. Поэтому большую нагрузку  в автоматизации звука  несут родители. Они должны стать полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса. В домашних условиях обучающийся чувствует себя комфортно, не стесняется, если что то не получается, родители его хорошо слышат и могут поправлять речь по необходимости, пока у ребенка формируется самоконтроль.
        В настоящее время в наличии имеется значительное количество пособий по автоматизации звуков в речи. Но часто речевой материал не систематизирован, не удобен для автоматизации звука особенно не специалисту. Родители покупают яркие книги, в которых оказывается либо мало речевого материала для закрепления звуков, либо он не всегда подходит в конкретном случае. Это может запутать как ребенка, так и самих родителей, замедлить процесс автоматизации звуков в связанной речи.
       Поэтому, исходя из многолетнего  опыта работы,  хочу предложить последовательность автоматизации твердого звука «р» в словах  у детей с различными речевыми патологиями. Материал для автоматизации звука в домашних условиях размещен на небольших карточках, которые вклеиваются в специальную тетрадь. Так  и учителю - логопеду и родителям удобнее отслеживать последовательность автоматизации звуков, при необходимости – возвращаться к  каким- либо упражнениям. Дополнительно есть возможность дописать рекомендации, пояснения к выполнению заданий.
        После постановки твердого звука «р»,   автоматизация лучше проходит у одних обучающихся в обратных слогах, у кого то - в прямых слогах. Поэтому, речевой материал для автоматизации подбирается индивидуально, исходя из речевых возможностей ребенка на данном этапе. Для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями речи  процесс автоматизации может быть значительно растянут во времени,  и требует  более тщательного  отбора речевого материала, последовательности в его освоении..
          При отсутствии или искажении каких либо звуков в речи, слова с этими звуками заменяются или вычеркиваются на данный момент. Например, при отсутствии или искажении шипящих звуков - слова шар, жар.
     
  1.Автоматизация твердого звука «р»  в слогах:
Обратные слоги: ар, ор, ур, ыр, эр, ер, ыр, ир,юр.
Прямые слоги: ра, ро, ру, ры, рэ
2.Автоматизация твердого звука «р»  в односложных словах:
Односложные слова со звуком «р» в конце слова:
Пар, вар, мир, пир, жир, жар, дар, шар, спор, мэр, сор, сыр.
Односложные слова со звуком «р» в начале слова:
Рак, раз, рысь, рыл, рой, рис, раб, рог, рок.
3.Автоматизация твердого звука «р»  в словах с двумя – тремя слогами с ударением на слоге:
Слова с двумя-тремя слогами со звуком «р» в конце слова:
По-жар, то-вар, ба-зар, то-пор, ко-вер, са-пер, Е-гор, ак-тер.
Ко-ман-дир, о-фи-цер, пас-са-жир.
Слова с двумя-тремя слогами со звуком «р» в начале слова:
Ро-ма, ро-за, ра-на, ро-ща, руб-ка, рус-ский, ры-бак, ры-нок.
Ру-ба-нок, ра-бо-та, ро-зо-вый, ра-куш-ка, ру-мя-нец.
4. Автоматизация твердого звука «р»  в словах с двумя- тремя             слогами – звук в середине слова:
        Жи-раф, на-род, по-рог, пи-рог, тво-рог, ко-ма-ры, ба-ра-бан.
Ка-ран-даш, то-по-ры, во-ро-на, ко-ро-ва.му-ра-вей, ко-роб-ка.
5. Автоматизация твердого звука «р»  в односложных словах со стечением согласных:
Бра, брать, брат, грач, крап, край, бровь, врос, крот, круг, кровь, пруд, драп, трап, трал, брус.
 6. Автоматизация твердого звука «р»  словах с двумя- тремя слогами  со стечением согласных:
Дра-ма, тра-ва, ут-ро, тру-ба, мет-ры, гет-ры, брыз-ги, бро-ви, гры-зун, гра-фин, вед-ра, дра-ка.
Гра-ни-ца, пра-ви-ла, гру-зо-вой, дру-жи-на, под-ру-га, трол-лей-бус.
7. Автоматизация твердого звука «р»  словах с двумя звуками в слове.
Варвара, тротуар, пригорок, простор, тротуар, крекер, разговор, мрамор, прибор,  фарфор, квартира, раствор, тренер, трактир.
            Далее так же поэтапно и в системе  строится работа по автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях различной слоговой структуры, чистоговорках, скороговорках,  связанных текстах и рассказах. Также,  при необходимости – осуществляется дифференциация звуков, если при отсутствии звука «р», обучающийся заменял на звук «л» или т.п. Параллельно  на коррекционно – развивающих занятиях ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
            Благодаря своевременной и систематической работе над коррекцией речевых недостатков у обучающихся с различной речевой патологией появляется возможность обучаться в массовой школе. В этом случае, инклюзивное  образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.





Перейдя по данной ссылке вы можете ознакомиться с материалами статьи "Инклюзивное образование детей с ОВЗ, имеющими нарушения  речи в условиях массовой общеобразовательной школы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий