Информация для родителей

  

                  Обучение детей, имеющих недостатки произносительной стороны речи один из самых сложных и трудоемких процессов в работе учителя-логопеда.
       Наблюдая за речью детей в процессе автоматизации звуков, можно часто наблюдаем, что повторяя звук изолированно (по просьбе взрослого), ребенок не произносит его в самостоятельной разговорной речи. В  условиях логопедического кабинета и под контролем взрослого ребенок старается говорить правильно. В случае же ослабления или вообще отсутствия контроля, произношение ребенка становится неправильным. В данном случае можно говорить о наличии у ребенка «кабинетной речи».
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем учителя-логопеда.
Кабинетная речь возникает, когда:
• не развит самоконтроль за собственной речью, отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает ни какого внимание на это произношение;
• недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения;
• привязанность ребенка к определенным условиям (в данном случае, это кабинет логопеда, зеркало и т.д.);
            Поэтому перед взрослыми (логопед, педагоги и родители) встает важнейшая задача по формированию навыка самоконтроля за речью ребенка в повседневной жизни.
 

 

Нарушение темпа речи.
  К нарушениям темпа речи относятся тахилалия и брадилалия. Эти дефекты могут быть выражены в разной степени. Для преодоления тяжелых форм необходимо неврологическое обследование и комплексное воздействие:  медикаментозное. Психотерапевтическое, логопедическое.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи (при этом вместо 10 – 12 звуков произносится 20 -30). Не сопровождается резкими искажениями звукопроизношения. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут проявляются расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов и т..д . Однако при проявления внимания к речи эти ошибки исчезают.
Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:
- медленного, плавного, ритмичного речевого дыхания;
- правильного голосоведения;
- ритмичного чтения в небыстром темпе;
- плавного, «чистого и безошибочного» письма;
- спокойной. Внятной, упорядоченной речи с правильным интонированием, паузами и установкой логических ударений;
- внимания к речи, преодоления трудностей в выборе слов и выражений своих мыслей.
В  легких случаях значительную пользу окажут следующие упражнения, выполняемые регулярно:
Усвоение медленного темпа речи.
Для работы над дыханием и голосом воспользоваться упражнениями из раздела: «постановка речевого дыхания». Параллельно начать усвоение медленного темпа речи на следующем материале:
Упражнение № 1.
«Речевая зарядка», включающая в себя перечисление автоматизированных речевых рядов, не требующих размышления и сосредоточения на речевом материале.
В медленном темпе посчитайте до 30, до 50; то же проделать в обратном порядке.
Перечислите дни недели, месяцы.
Упражнение № 2.
Назвать как можно больше мужских и женских имен. Перечислить названия деревьев, животных, птиц, транспортные средства. Одежду, обувь, музыкальные инструменты, игрушки, части тела и т.п.
Упражнение № 3.
Перейдите к проговариванию слов и фраз в  заданном темпе. Это могут быть записанные на кассету медленные песни и т.п. необходимо достигнуть синхронного, медленного проговаривания либо пения в заданном темпе.
Упражнение № 4.
Прослушайте записанный на магнитофон речевой материал и воспроизведите его после паузы в заданном темпе.
 Упражнение № 5.
Прослушайте текст, записанный в ускоренном темпе и проговорите его медленно.
 Громкое чтение теста.
Во всех упражнениях на данном этапе речь должна быть слитной и замедленной.
Упражнение № 6.
Прочитать по слогам пословицы и поговорки.( в соответствии с возрастом подборка).
Упражнение № 7.
Прочитать стихотворный  текст в медленном темпе,  одновременно отстукивая ритм или отстукивая ритм. (текст в соответствии с возрастом).
Упражнение № 8.
Усложнить задание чтением неритмичных текстов.( соответствующих возрасту).
Брадилалия – неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков.
При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на выработку более быстрых и четких речевых движений, темпа письма и чтения., правильного ритма. пауз, ударений.
   Рекомендуется также медикаментозная, психологическая помощь, выполнение упражнений на координацию, смену скорости и ритма движений, активизацию мыслительной деятельности (неречевое и речевое мышление, быстрое словесное оформление мысли), внимания, памяти, восприятия, переключений.
Упражнение № 1.
Четко произнести слоги:
ТРА – ДРА;                             ТРО – ДРО;                                 ПРО – ДРО;
ПРА – ДРА;                              КРО – КРО;                                ФРО – ВРО.
ТРУ – ДРУ;                              ПРУ – БРУ;                                 ТРЫ – ДРЫ;
КРУ – ГРУ;                              ФРУ – ВРУ.
Упражнение № 2.
Быстро изменить одну буквы в слове так, чтобы получилось новое слово:
Мак ( рак, бак );  сок ( соль, сон); бар, суп, ранка, кочка, миска, пушка, жук, шар, тачка, стол , ветка, щит, маска и т.д.
Упражнение № 3.
Быстро одним – двумя словами объясните значение фразеологизмов:
Не вешай нос ( не грусти), сорить деньгами, шито белыми нитками, терять голову, попасть пальцем в небо,  положить в долгий ящик, разделать под орех, наломать дров, как с гуся вода, бить ключом, без году неделя, битый час, заморить червячка и т.п.
Упражнение № 4.
Посчитай до сто в быстром темпе:
- от тридцати тройками ( 33, 36, 39, 42, 45 ….);
- от пятидесяти – пятерками и т.п.
Упражнение № 5.
Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа голоса.
Упражнение № 6.
Прочитайте скороговорки, увеличивая темп речи.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора
Гравер Гаврилов выгравировал гравюру. и т.п.
Упражнение № 7.
Чтение текста в сопровождении быстрого ритма (отхлопывание, отстукивание, удары метронома).   ( подбор текстов осуществляется  в соответствии с возрастом   и учебным материалом).                    
Список использованной литературы:
· С.Е.Большакова: «Речевые нарушения и их преодоления»;
· Н.В.Микляева и др.: «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»;
· А.И.Савостьянова: «Техника речи»;
· М.А.Поваляева: «Справочник логопеда».
Рекомендую почитать:






Комментариев нет:

Отправить комментарий