Терминологический словарь

 Терминологический словарь


 Организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Основные термины:
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования
ОО - общеобразовательная организация
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
СИПР- специальная индивидуальная программа развития
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

 
Нарушение письма и чтения :
Аграмматизм – нарушение психофихиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности, при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.
Аграфия – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания как правило сохраняется.
Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дисграфия аграмматическая – связана с недоразвитием грамматического строя речи.
Дисграфия акустическая. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания –  обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующим фонетически близким звукам ( в устной речи норма).
Дисграфия вербальная – оптическая дисграфия, при которой изолированные буквы воспризводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замена букв оптического характера.
Дисграфия идеаторная – связанная с особенностями психофизического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).
Дисграфия литерная – оптическая, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – в основе которой лежит нарушения различных форм языкового анализа и синтеза.
Дисграфия оптическая – связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Дизорфография – специфическое нарушение навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи, основная причина появление недоразвитие пространственно – временных представлений. Наиболее частые ошибки на правила в начальной школе.
Дислексии – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Зеркальное письмо – письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; зеркальное написание букв.
Логопатия – недостаток речи.
Логопедия – наука, изучающая людей с нарушениями речи и разрабатывающая методы коррекционно – педагогической работы с ними.
Нарушение чтения и письма – резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях.
Оптическая аграфия и дисграфия – полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; утрачивается образ буквы или смешивается буквы по оптическому признаку.
Педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания.
Фонематический слух способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
 Нарушение звукопроизношения:
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связанной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь.
Артикуляция – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного языка.
Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.
Баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Гимнастика речи пассивная – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гиперсаливация – увеличение выделения слюны.
Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании; состоит из трех  основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми связками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дикция – подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата , обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом.
Дифференциации звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
Дыхание речевое – дыхание в процессе реи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением  дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых связок при вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Замена звуков – дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или месту артикуляции.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Постановка звука – создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми,  двигательно – кинестетическими ощущениями .Постановка звука, дыхания, голоса.
Прогения – выступание нижней челюсти вперед в следствии ее чрезмерного развития.
Прогнатия – выступание верхней челюсти вперед в следствии ее чрезмерного развития.
Речевая интонация – совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.
Словарь активный – часть словарного запаса современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах человеческого общества.
Словарь пассивный – часть словарного запаса языка, мало употребляемая в повседневной жизни, понятная всем владеющим данным языком (книжная лексика, неологизмы и др.).

Тахилалия – нарушение реи, выражающиеся в чрезмерной быстроте ее темпа (до 20 – 30 звуков в секунду), родственное Баттаризму, но в отличии от него носит отклонение от речи только в отношении темпа при полном сохранении фонетического оформления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий