Обучение детей, имеющих недостатки произносительной
стороны речи один из самых сложных и трудоемких процессов в работе
учителя-логопеда.
Наблюдая за речью детей в процессе
автоматизации звуков, можно часто наблюдаем, что повторяя звук изолированно (по
просьбе взрослого), ребенок не произносит его в самостоятельной разговорной
речи. В условиях логопедического
кабинета и под контролем взрослого ребенок старается говорить правильно. В
случае же ослабления или вообще отсутствия контроля, произношение ребенка
становится неправильным. В данном случае можно говорить о наличии у ребенка
«кабинетной речи».
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно
самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под
контролем учителя-логопеда.
Кабинетная
речь возникает, когда:
• не развит самоконтроль за
собственной речью, отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог,
родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным
звуком, а взрослый не обращает ни какого внимание на это произношение;
• недостаточная сформированность
фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в
формировании навыка правильного звукопроизношения;
• привязанность ребенка к
определенным условиям (в данном случае, это кабинет логопеда, зеркало и т.д.);
Поэтому перед взрослыми (логопед,
педагоги и родители) встает важнейшая задача по формированию навыка
самоконтроля за речью ребенка в повседневной жизни.
Нарушение темпа речи.
К нарушениям темпа речи
относятся тахилалия и брадилалия. Эти дефекты могут быть выражены
в разной степени. Для преодоления тяжелых форм необходимо неврологическое
обследование и комплексное воздействие:
медикаментозное. Психотерапевтическое, логопедическое.
Тахилалия – патологически
ускоренный темп речи (при этом вместо 10 – 12 звуков произносится 20 -30). Не
сопровождается резкими искажениями звукопроизношения. Речь отличается
неудержимой стремительностью. При торопливости могут проявляются расстройства
речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов,
слов и т..д . Однако при проявления внимания к речи эти ошибки исчезают.
Речевая
работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:
- медленного, плавного, ритмичного
речевого дыхания;
- правильного голосоведения;
- ритмичного чтения в небыстром темпе;
- плавного, «чистого и безошибочного»
письма;
- спокойной. Внятной, упорядоченной речи
с правильным интонированием, паузами и установкой логических ударений;
- внимания к речи, преодоления
трудностей в выборе слов и выражений своих мыслей.
В
легких случаях значительную пользу окажут следующие упражнения,
выполняемые регулярно:
Усвоение медленного темпа речи.
Для работы над дыханием и голосом
воспользоваться упражнениями из раздела: «постановка речевого дыхания».
Параллельно начать усвоение медленного темпа речи на следующем материале:
Упражнение № 1.
«Речевая зарядка», включающая в себя
перечисление автоматизированных речевых рядов, не требующих размышления и
сосредоточения на речевом материале.
В медленном темпе посчитайте до 30, до
50; то же проделать в обратном порядке.
Перечислите дни недели, месяцы.
Упражнение № 2.
Назвать как можно больше мужских и
женских имен. Перечислить названия деревьев, животных, птиц, транспортные
средства. Одежду, обувь, музыкальные инструменты, игрушки, части тела и т.п.
Упражнение № 3.
Перейдите к проговариванию слов и фраз
в заданном темпе. Это могут быть
записанные на кассету медленные песни и т.п. необходимо достигнуть синхронного,
медленного проговаривания либо пения в заданном темпе.
Упражнение № 4.
Прослушайте записанный на магнитофон
речевой материал и воспроизведите его после паузы в заданном темпе.
Упражнение № 5.
Прослушайте текст, записанный в
ускоренном темпе и проговорите его медленно.
Громкое
чтение теста.
Во всех упражнениях на данном этапе речь
должна быть слитной и замедленной.
Упражнение № 6.
Прочитать по слогам пословицы и
поговорки.( в соответствии с возрастом подборка).
Упражнение № 7.
Прочитать стихотворный текст в медленном темпе, одновременно отстукивая ритм или отстукивая
ритм. (текст в соответствии с возрастом).
Упражнение № 8.
Усложнить задание чтением неритмичных
текстов.( соответствующих возрасту).
Брадилалия – неестественно
замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы
между словами, растянутое произношение звуков.
При устранении брадилалии
логопедические приемы направлены на выработку более быстрых и четких речевых
движений, темпа письма и чтения., правильного ритма. пауз, ударений.
Рекомендуется также медикаментозная,
психологическая помощь, выполнение упражнений на координацию, смену скорости и
ритма движений, активизацию мыслительной деятельности (неречевое и речевое
мышление, быстрое словесное оформление мысли), внимания, памяти, восприятия,
переключений.
Упражнение № 1.
Четко произнести слоги:
ТРА – ДРА; ТРО – ДРО; ПРО – ДРО;
ПРА – ДРА; КРО – КРО; ФРО – ВРО.
ТРУ – ДРУ; ПРУ – БРУ; ТРЫ – ДРЫ;
КРУ – ГРУ; ФРУ – ВРУ.
Упражнение № 2.
Быстро изменить одну буквы в слове так,
чтобы получилось новое слово:
Мак ( рак, бак ); сок ( соль, сон); бар, суп, ранка, кочка, миска,
пушка, жук, шар, тачка, стол , ветка, щит, маска и т.д.
Упражнение № 3.
Быстро одним – двумя словами объясните
значение фразеологизмов:
Не вешай нос ( не грусти), сорить
деньгами, шито белыми нитками, терять голову, попасть пальцем в небо, положить в долгий ящик, разделать под орех,
наломать дров, как с гуся вода, бить ключом, без году неделя, битый час,
заморить червячка и т.п.
Упражнение № 4.
Посчитай до сто в быстром темпе:
- от тридцати тройками ( 33, 36, 39, 42,
45 ….);
- от пятидесяти – пятерками и т.п.
Упражнение № 5.
Пение быстрых, ритмичных песен для
тренировки темпа голоса.
Упражнение № 6.
Прочитайте скороговорки, увеличивая темп
речи.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби
дрова на траве двора
Гравер Гаврилов выгравировал гравюру. и
т.п.
Упражнение № 7.
Чтение текста в сопровождении быстрого
ритма (отхлопывание, отстукивание, удары метронома). ( подбор текстов осуществляется в соответствии с возрастом и учебным материалом).
Список использованной литературы:
· С.Е.Большакова:
«Речевые нарушения и их преодоления»;
· Н.В.Микляева
и др.: «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»;
· А.И.Савостьянова:
«Техника речи»;
· М.А.Поваляева:
«Справочник логопеда».
Рекомендую почитать:
Комментариев нет:
Отправить комментарий