Терминологический
словарь
Организация обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Основные термины:
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о
- федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ООП НОО -
основная образовательная программа начального общего образования
ОО -
общеобразовательная организация
АООП -
адаптированная основная общеобразовательная программа
ПАООП НОО
- примерная адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования
ПАООП -
примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
СИПР-
специальная индивидуальная программа развития
ПМПК -
психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк -
психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРА -
индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
|
Нарушение
письма и чтения :
Аграмматизм – нарушение
психофихиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность
речевой деятельности, при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное
согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.
Аграфия – нарушение
психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и
письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности
овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в
неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность
списывания как правило сохраняется.
Алексия – полная
неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Грамматический строй – строение
слова и предложения, присущее данному языку.
Дисграфия – частичное
нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся
ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко – слоговой структуры слова,
нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на
письме.
Дисграфия аграмматическая – связана с
недоразвитием грамматического строя речи.
Дисграфия акустическая. Дисграфия на
почве нарушения фонемного распознавания –
обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в
заменах букв, соответствующим фонетически близким звукам ( в устной речи
норма).
Дисграфия вербальная – оптическая
дисграфия, при которой изолированные буквы воспризводятся правильно, а при
написании слова имеют место искажения, замена букв оптического характера.
Дисграфия идеаторная – связанная с
особенностями психофизического состояния человека (при преобладании возбуждения
или торможения).
Дисграфия литерная – оптическая,
при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв
Дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
– в основе которой лежит нарушения различных форм языкового анализа и синтеза.
Дисграфия оптическая
– связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза,
пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на
письме.
Дизорфография – специфическое
нарушение навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи, основная
причина появление недоразвитие пространственно – временных представлений.
Наиболее частые ошибки на правила в начальной школе.
Дислексии – частичное
нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого
характера.
Зеркальное письмо – письмо справа
налево с зеркальным изображением написанного текста; зеркальное написание букв.
Логопатия – недостаток
речи.
Логопедия – наука,
изучающая людей с нарушениями речи и разрабатывающая методы коррекционно –
педагогической работы с ними.
Нарушение чтения и письма – резкое
затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием
речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях.
Оптическая аграфия и дисграфия – полное
отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием
оптических речевых систем в коре головного мозга; утрачивается образ буквы или
смешивается буквы по оптическому признаку.
Педагогическая запущенность – отклонение от
нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания.
Фонематический слух способность человека
к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем
данного языка.
Нарушение звукопроизношения:
Автоматизация звука – этап при
коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового
звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связанной
речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука
в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь.
Артикуляция – деятельность
органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для
произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Артикуляционные навыки –
усвоение артикуляционной базы данного языка.
Артикуляционный комплекс –
совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной
единицы выражения.
Баттаризм – патологически
ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы,
слова произносятся нечетко, не договариваются.
Брадилалия – патологически
замедленный темп речи.
Гимнастика речи пассивная
– система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или
несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гиперсаливация – увеличение
выделения слюны.
Голосовой аппарат –
совокупность органов, участвующих в голосообразовании; состоит из трех основных частей: легких с системой
вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми связками и системы
воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Дизартрия – нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации
речевого аппарата.
Дикция – подвижность и
дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата ,
обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также
слов и фраз в целом.
Дифференциации звуков –
этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения,
направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или
по месту и способу образования.
Дыхание речевое
– дыхание в процессе реи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и
замедленным выдохом, значительным увеличением
дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным
расхождением голосовых связок при вдохе и сближением их почти до соприкосновения
на выдохе.
Заикание – нарушение
темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц
речевого аппарата.
Замена звуков – дефект
воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится
звук, сходный по способу образования или месту артикуляции.
Общее недоразвитие речи –
различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и
смысловой стороне.
Постановка звука – создание при
помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми, двигательно – кинестетическими ощущениями
.Постановка звука, дыхания, голоса.
Прогения – выступание
нижней челюсти вперед в следствии ее чрезмерного развития.
Прогнатия – выступание
верхней челюсти вперед в следствии ее чрезмерного развития.
Речевая интонация – совокупность
просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность,
акцентный строй, тембр и др.
Словарь активный – часть
словарного запаса современного языка, которая свободно употребляется в живом
повседневном общении во всех сферах человеческого общества.
Словарь пассивный – часть
словарного запаса языка, мало употребляемая в повседневной жизни, понятная всем
владеющим данным языком (книжная лексика, неологизмы и др.).
Тахилалия – нарушение
реи, выражающиеся в чрезмерной быстроте ее темпа (до 20 – 30 звуков в секунду),
родственное Баттаризму, но в отличии от него носит отклонение от речи только в
отношении темпа при полном сохранении фонетического оформления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий