Диагностический материал



Корректурная проба (Тест Бурдона)

             Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = 2С / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:
Результат Значение
0–2 Очень высокая устойчивость
3–4 Высокая
5–6 Средняя
7–8 Низкая
9–10 Очень низкая


Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:
Результат в % Расшифровка
0–20 Очень высокая переключаемость
21–40 Высокая
41–60 Средняя
61–80 Низкая
81–100 Очень низкая


Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
- чтение слов сложной слоговой структуры;
- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
-  чтение скороговорок;
- списывание сложных слов и предложений.
(использован материал д\с 39 компенсирующего вида С-Петербурга)


Нормы развития слоговой структуры слова
у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:
-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возрастадолжны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
- чтение слов сложной слоговой структуры;
- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
-  чтение скороговорок;
- списывание сложных слов и предложений.




Диктанты
2 класс   (начало учебного года)
Книга.
     Дядя Юра принес книгу. Там зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи.  (18 слов.)
Слова для справок: любим.
Галки.
    В саду рос клен. На ветку сели галки. Жаль птиц. Леня сыпал зерна. Галки клюют корм. (17 слов)
Слова для справок: сыпал.
Урок труда.
     Идет урок. На партах бумага и клей. Юра клеит цепь. У Левы вышла кукла. У Сережи зайка. (19 слов.)
Слова для справок: клеит.
Новый дом.
      Наш дом в пять этажей. Тут был пустырь. Вышли во двор Леня и Петя. Дети сажали кусты. (19 слов.)
Слова для справок: сажали, во двор.
3 класс   (начало учебного года)
Осенью.
     Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.  (41 слово.)
Слова для справок: ходим, воздухом
Труд у школы.
       Новая школа стоит на пустыре.  В субботу ребята работали на школьном дворе. Учитель Илья Петрович привез липки.
        Мальчики рыли лопатами ямки. Девочки опускали деревья корнями в землю. Встали ровными рядами липки. Пройдут годы. Зашумит у школы аллея. (40 слов)
Слова для справок: Петрович, опускали.
Береза плачет.
        Илья и Алла гуляли по лесу Сели они на пенек отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Эта плакала береза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку землей. (41 слово.)
Слова для справок: откуда, подняли.
Хлеб.
        Лежит на столе теплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеб. Все лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше. (40 слов.)
Слова для справок: растят, посевами.
4 класс   (начало учебного года)
Поздняя осень.
       На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На  огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны  между  грядками.
        На краю леска краснеет рябина. Кудрявое дерево все усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.  (55 слов.) (по И. Соколову -  Микитову).
Слова для справок:  кочаны, усыпано.
Скучная картина.
           Пришла ненастная  осенняя  пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжелая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом.
           Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином. (60 слов)(По К.Д. Ушинскому.)
Слова для справок:  выглядит, садится, караван.
Часы.
            В старину люди узнавали время по солнцу. Взошло солнышко. Пора и людям вставать да работу  начинать. Вот высоко поднялось светило.  Надо людям отдохнуть. Идет трудовой народ на обед. Спряталось солнце за лесок. Пришло время домой уходить.
             Были и живые часы. Они и сейчас важно шагают по двору. Хлопает крыльями живой будильник и кричит на всю улицу.(56  слов.)
Слова для справок:  начинает, сейчас, важно.
Надежный товарищ.
          Андрюша и Ася сидели за одной партой. Андрюша всегда защищал слабых. Ася всего боялась.
           Однажды Андрюша принес банку с пауками. Ася испугалась. Мальчику стало стыдно. Ведь Ася слабее Андрюши.
           На другой день он встречал  девочку у ее дома. Они пошли в школу вместе. Дорогой попадались собаки, коза. Ася не струсила. Рядом шел товарищ по классу. (57 слов) ( По Е. Пермяку)
Слова для справок:  стыдно, ее.


Комментариев нет:

Отправить комментарий